Основные критерии сформированности умения решать физические задачи:
1. Знание основных операций, из которых складывается процесс решения задач, и умение их выполнять.
2. Усвоение структуры совокупности операций.
3. Перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам и предметам. Уровень сформированности
Первый уровень: умение анализировать условие и кодировать его
1. Краткая запись условия задачи 2. Выполнение рисунка, чертежа по описанию условия задачи 3. Оформление процесса решения задачи 4. Анализ условия задачи с выделением явлений, процессов или свойств тел, описанных в ней 5. Математическая запись соответствующего закона или уравнения 6. Решение записанного уравнения относительно неизвестного 7. Выполнение действия с наименованными числами 8. Осуществление преобразований единиц измерения величин
Второй уровень: умение решать, задачи различных видов владение отдельными операциями, общими для большого класса задач 1. Применение вышеназванных операций для решения задач различных видов 2. Овладение методами решения некоторых классов задач (расчет теплоты на основе закона сохранения и превращения энергии, расчет электрических цепей) 3. Осуществление проверки полученных результатов при решении задач методом сравнения с табличными данными, значениями физических постоянных; оценка достоверности полученного ответа; решение задачи другим способом
Третий уровень: овладение системой способов и методов решения задач, алгоритмами решения задач по конкретным темам 1. Осуществление анализа задачи с выделением ее структурных элементов и этапов решения 2. Усвоение особенностей различных способов решения физических задач 3. Построение алгоритмов решения задач по конкретным темам и разделам на основе выделенной структуры процесса решения задач 4. Осуществление самоконтроля за процессом решения задач Четвертый уровень: овладение общим алгоритмом решения физических задач 1. Осуществление анализа условия задачи с выделением задачей системы, явлений и процессов, описанных в задаче, с определением условий их протекания 2. Осуществление кодирования условия задачи и процесса решения на различных уровнях: а) краткая запись условия задачи; б) выполнение рисунков, электрических схем; в) выполнение чертежей, графиков, векторных диаграмм; г) запись уравнения (системы уравнений) или построение логического умозаключения 3. Выделение соответствующего метода и способов решения конкретной задачи 4. Применение общего алгоритма для решения задач различных видов
Пятый уровень: умение переноса структуры деятельности по решению физических задач на решение задач по другим предметам 1. Выделение структуры любой учебной задачи и процесса ее решения 2. Определение метода и способов решения учебной задачи 3. Выделение особенностей решения задачи конкретного предмета
Способы записи условия задачи:
І |
ІІ |
ІІІ |
IV |
1. Вопрос задачи |
1. Значения величин, указанных в условии задачи |
1. Значения величин, указанных в условии задачи |
1. Указание явления или тела, о котором идет речь в задаче
|
2. Значения величин, указанных в условии задачи |
2. Вопрос задачи |
2. Значения величин, найденных из таблиц |
2. Значения величин, указанных в условии задачи |
3. Значения величин, найденных из таблиц |
3. Значения величин, найденных из таблиц |
3. Вопрос задачи |
3. Вопрос задачи |
|
|
|
4. Значения величин, найденных из таблиц
|
Презентація на тему: Роль демонстраційного експеременту при виконанні практичних та лабораторних робіт з фізики. Підготувала методист КУ "Алчевський міський методичний кабінет" Багро С.Ю.
|